- фольклорная педагогика
- совокупность педагогических сведений, сохранившихся в устном поэтическом творчестве народа.Фольклор был формой сохранения и передачи энциклопедической информации, охватывающей все стороны и грани жизни народа. В фольклоре педагогическая идея была преобладающей: народное устно-педагогическое творчество воспитывало, сохраняло и пропагандировало традиции воспитания. Идеи и опыт народного воспитания, виденье идеала совершенного человека, прямые регламентации поведения и нацеленность на единение, доброту, любовь облекались поэтическим гением народа в формы, пережившие века. Жанрово-фольклорные формы прямо коррелируют с народными средствами воспитания (это - потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания и т. д.).Прослеживается четкая видовая направленность педагогического воздействия каждой из фольклорных форм. Так, сказки содержат ненавязчивое назидание, знакомят с нравственными и социальными оценками поступков людей и их взаимоотношений. Эпические произведения, являющиеся стадиально более поздними, воспевают любовь и преданность родине, героизм, отвагу. Народное песенное творчество способствует популяризации и усилению воспитательного эффекта этнопедагогических установок народа, принципов общественной этики.Этнопедагогические идеи и опыт, содержащиеся в произведениях фольклора и сейчас по-прежнему актуальны и действенны, несут высокий воспитывающий потенциал, вдохновляя на создание новых художественных образов в камне, на холсте, музыке, сценическом действии, кино. Особенно тесны и нерасторжимы связи фольклора с литературой, тяготеющей к описанию национально-этнических типов широкого звучания, имеющих огромное значение для формирования общенациональных идеалов своего народа.
Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.