Выготский Л. С.

Выготский Л. С.
(1896-1934)
выдающийся советский психолог, основатель культурно-исторической школы в отечественной психологии. Главная идея В. заключалась в том, что психическая деятельность человека в процессе культурно-исторического развития формируется под влиянием орудий труда, что вызывает принципиальную ее перестройку. Согласно его взглядам источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре. В. различает два плана поведения-натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Он полагал, что суть культурного поведения заключается в его опосредованности орудиями и знаками (причем первые направлены "вовне", на преобразование действительности, а вторые - "вовнутрь", сначала на преобразование др. людей, затем - на управление собственным поведением).
Основным методом исследования в этнопсихологии В. считал инструментальный метод, суть которого состоит в исследовании поведения людей в тесной взаимосвязи с тенденциями исторического, социокультурного и национального развития, в анализе структуры и динамики "инструментальных актов" психики человека.
В. в рамках этнической психологии выделял "психологию примитивных народов", подразумевая под этим сравнительный анализ психической деятельности современного "культурного" человека и первобытного "примитива". Ее предметом он считал также кросскуль-турные исследования и, прежде всего, межэтнические сравнительные психологические исследования представителей "традиционных" и цивилизованных обществ.
Специфика его подхода к изучению представителен различных народностей и этнических групп заключалась в том, что в противовес принятым тестовым испытаниям он предлагал в центр исследования поставить изучение особенностей их национальной среды, ее структуры, динамики содержания всего того, что определяет этническое своеобразие психических процессов, Кроме того, он предлагал изучать психику детей не в сравнении с психикой среднестатического "стандартного" ребенка, а на основании сравнительного анализа с психикой взрослого той же национальной общности, принадлежащего к той же культурной среде.

Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. . 1999.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Выготский Л. С." в других словарях:

  • Выготский — Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский Дата рождения: 5 (17) ноября 1896(1896 11 17) Место рождения: Орша, Российская империя …   Википедия

  • ВЫГОТСКИЙ —         (Выгодский) Лев Семенович (1896 1934) психолог, педагог, нейролингвист, основатель т.н. “школы Выготского” в отеч. психологии.         По окончании Моск. ун та (юрид. ф т) и ун та Шанявского (историко филол. ф т) в 1917 23 работал… …   Энциклопедия культурологии

  • ВЫГОТСКИЙ —         Лев Семёнович [5(17). 11.1896, Орша, 11.6.1934, Москва], сов. психолог. Подвергнув критике попытки объяснить поведение человека путём сведения высших форм поведения к низшим элементам, В. разработал культурно историч. теорию развития… …   Философская энциклопедия

  • Выготский, Л. — Выготский, Л. (1896 1934) Русский психолог, получивший известность благодаря созданной им культурноисторической концепции развития высших пснхических функций. Согласно теории Выготского, понимание мира у детей в значительной степени формируется… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВЫГОТСКИЙ — Лев Семенович (1896 1934) российский психолог. Профессор. Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко философский факультет народного университета А.Л. Шаняв ского (Москва). Научно педагогическую… …   Новейший философский словарь

  • ВЫГОТСКИЙ — Лев Семёнович (1896 1934), психолог. С 1924 работал в Москве. Культурно историческая теория Выготского положила начало школе в современной психологии. Труды по проблемам развития высших психических функций, мышления и речи, психологии искусства,… …   Русская история

  • Выготский —         Лев Семенович [5 (17).11.1896, Орша 11.6.1934, Москва], советский психолог, разработал культурно историческую теорию в психологии. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно… …   Большая советская энциклопедия

  • ВЫГОТСКИЙ — Лев Семёнович [5(17).11. 1896, Орша, 11.6.1934, Москва], психолог, проф. (1928). Окончил юрид. ф т Моск. ун та (1917) и одновременно ист. филол. ф т Нар. ун та А. Л. Шанявского. В 1918 24 работал в Гомеле. С 1924 в психол. науч. и уч. учреждениях …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Выготский — ВЫГОДСКИЙ ВЫГОТСКИЙ Первоначально означало прибывшего из местечка Выгода (русское, польское, украинское удобство, польза). В топонимах это слово означало местность, удобную для поселения. На Украине (1969) 11 селений с таким названием (характерно …   Русские фамилии

  • Выготский Лев Семенович — (1896–1934) российский психолог. Разработал, ориентируясь на методологию марксизма, учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знаки (прежде всего знаки языка)… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Выготский Лев Семенович — [5 (17).11.1896, Орша 11.6.1934, Москва], советский психолог, разработал культурно историческую теорию в психологии. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко философский… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»