- этнопсихология зарубежная
- междисциплинарная отрасль науки на Западе, находящаяся на стыке социологии, психологии, этнографии и антропологии.Начиная с Геродота и Тацита, древние ученые на Западе, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, образа жизни, культуры, обычаев и привычек. Констатируя различия в культуре, нравах и обычаях, внешнем облике представителей отдельных этносов, древнегреческие мыслители предпринимали и попытки определить природу этих различий. Гиппократ, например, объяснял физическое и психологическое своеобразие различных народов спецификой их географического положения и климатических условий.Еще больший интерес к исследованию проблем национальной культуры и психологии различных этнических общностей стал проявляться в эпоху формирования новых социальных отношений, с открытием неизвестных ранее стран, новых морских путей, развязыванием колониальных войн и порабощением целых народов и континентов. Одними из первых к глубокому анализу проблем национальной психологии обратились французский просветитель XVIII века Ш. Монтескье и французский философ К. Гельвеции, которые высказывали ряд интересных и оригинальных для того времени мыслей относительно сущности "общего духа" нации, т. е. национального характера, зависимости духовного склада и образа мышления народов от их образа жизни. Позднее В. Юм, И. Кант, Г. Гегель выдвинули целый ряд прогрессивных для своего времени идей, верно отражавших конкретные моменты и тенденции в национальной жизни общества. Установив тот факт, что народы мира отличаются друг от друга определенными духовными чертами, нравами и обычаями, восприятием окружающей действительности, поведением в быту, традициями и т. д., они пытались выявить корни этих явлений.Начало анализу теоретических и методологических проблем национальной психологии с позиции осмысления "духа народов" было положено в I860 г., когда немецкие ученые X. Штейнталь и М. Лацарус начали издавать специальный журнал, в котором опубликовали свои представления о сущности национальной психики и с субъективно-идеалистических позиций сформулировали первичные представления о ней. Идею о выделении "психологии народов" как особой отрасли знаний продолжал развивать В. Вундт. Его труд "Психология народов", вышедший в объеме 10 томов, имел своей целью расширить и закрепить накопленные знания и представления о национально-психологических различиях между народами. Аналогичные идеи и взгляды развивал впоследствии Г. Лебон. Существенную несхожесть между национальными общностями он объяснял определенным состоянием "расовой души", которую считал столь же устойчивой, как и анатомическая организация человека. Кроме того, он оставил замечания относительно психологических особенностей многих народов Европы.В середине нашего столетия развитие западных научных представлений уже шло под преимущественным влиянием американской этнопсихологической школы (см.), выделившейся из этнографии. Ее возглавлял А. Кардинер, а наиболее известными представителями были Ф. Боас, Р. Бенидикт, М. Мид и др. Этнопсихология, согласно их представлениям, должна выступать в качестве междисциплинарной области знаний и включать в себя элементы таких наук, как психология, психиатрия, социология, антропология и этнография.В последствии различные подходы многих ученых к анализу этнических процессов сопровождались большим количеством дискуссий о содержании и форме этнопсихологических понятий и терминов. Можно выделить несколько общих проблем, которые решали в этот период западные этнопсихологи: изучение особенностей формирования национального характера; соотношение норм и патологии в различных культурах; изучение интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативных национально-психологических особенностей представителей различных народов мира в ходе полевых этнографических исследований; значение ранних опытов детства для формирования личности представителя конкретной этнической общности.Постепенно научные взгляды зарубежных этнопсихологов сформировались в стройную теорию, основные положения которой сводились к понятию "базисной (модальной) личности" (см.: "Базисной (модальной) личности" теория"), под которой понимался некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе, и составляющий, по мнению зарубежных этнопсихологов, базу этого общества. Поэтому, считали они, вполне законно переносить данные психологического изучения личности на общество в целом.Этнопсихология на Западе в это время внесла много ценного в изучение национального характера народов Австралии и Океании, Дальнего и Среднего Востока. В 50-60-е годы XX века многие ученые-этнопсихологи стали отходить от концепции "базисной личности". На смену ей пришла теория "модальной личности", т. е. такой, которая лишь в абстрактно общем виде выражает главные характеристики психологии того или иного народа, в реальной же жизни могут присутствовать различные спектры проявления общих свойств психического склада народа. На основе этой теоретической модели в 70-80-е годы были развернуты широкие специальные исследования. В их ходе применялись адаптированные к национальной специфике новейшие достижения в области тестовых, психодиагностических, аппаратурных и других методик. В результате чего на сегодняшний день имеется достаточно много данных о специфических чертах национальной психологии многих народов мира.В последние годы этнопсихологические исследования на Западе приняли форму кросскультурных изучений представителей различных национальных общностей в процессе их общения, взаимодействия и взаимоотношений. С 1951 по 1990 годы было разработано около 40 тысяч межкультурных учебных программ для студентов, военнослужащих, правительственных чиновников и т. д. С 1977 года результаты этих исследований публикуются в журнале "International Journal of Intercultural Relations". В этот же период была основана профессиональная ассоциация - Society for Intercultural Education, Training and Research (SIETAR).
Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.