- психология народов
- одна из первых социально-психологических теорий, сложившаяся в Германии во второй половине XIX в. Теоретической основой ее стали философское учение Гегеля о "народном духе" и идеалистическая психологическая концепция И. Гербарта о сознательном и бессознательном в психике (душе).Создателями теории П.н. были немецкий философ и языковед X. Штейнталь и швейцарский философ М. Лацарус. Первоначальный ее вариант, объединяющий результаты историко-филологического и психологического исследования, был изложен в редакционной статье первого номера журнала на немецком языке "Психология народов и вопросы языкознания" (выходил с 1860 г. по 1890 г.). В этом же журнале в статье "Вводные рассуждения о психологии народов" они опубликовали программное положение своей новой концепции.Основная идея П.н. заключалась в признании ее основателями "духа народа" как единого целого, выражающего психологическое сходство представителей одной нации в языке, нравах, обычаях, мифах, религии и т. д. Индивидуальное же сознание, по их мнению, являлось продуктом "духа народа", развитие которого зависело от внутренних причин. Главная задача "психологии народов" как отдельной науки виделась авторам в психологическом познании сущности "духа народа" и открытии законов, по которым протекает духовная деятельность народа.Идеи основателей школы систематизировал и развил немецкий философ и психолог В. Вундт, предложивший программу эмпирических исследований языка, обычаев, мифов и т. д. Он рассматривал "психологию народов" как описательную науку, фиксирующую глубинные особенности духовной жизни людей, но не претендующую на открытие законов. Согласно его взглядам, индивидуальная психика, вместе с коллективной, т. е. психологией народов, образует единое целое.Важной заслугой школы П.н. стала попытка комплексного решения социально-психологических проблем с привлечением достижений таких наук, как психология, этнография, лингвистика и философия.
Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.