методы и приемы воздействия на национальные чувства, сознание и поведение это:

методы и приемы воздействия на национальные чувства, сознание и поведение
стихийно сложившиеся, исторически и социально обусловленные народные способы решения задач воспитания подрастающих поколений, целесообразного взаимодействия взрослых с детьми.
Народные методы и приемы воздействия на ум и эмоции ребенка являются одним из главных вопросов предмета этнопедагогики и этнопсихологии. Реестр этно-педагогических и этнопсихологических методов и приемов воздействия в ходе воспитания включает: убеждение, пример, требование, приказ, разъяснение, поверье, приучение, упражнение, пожелание, благословение, просьбу, совет, намек, одобрение, запрет.
Амплитуда воздействия таких методов на чувства, сознание, поведение детей и взрослых представителей конкретной этнической общности очень велика и предполагает подключение в ходе педагогически целесообразного общения воспитателей и воспитуемых их самых разных эмоций, начиная от позитивных (похвала, поощрение) через ряд нейтральных и до негативно окрашенных (угроза, проклятие). Практическая реализация указанных методов в каждом конкретном случае своеобразна и зависит от этнической специфики, педагогического опыта и таланта воспитателей.
У всех народов одной из самых действенных форм использования народно-педагогических методов воспитания были средства словесные, такие, как пословицы, поговорки, песни, сказки, эпические произведения, а также национально особенные фольклорные феномены. Емкие образы и идеи фольклорной педагогики в зависимости от обстановки и повода исполнения, в зависимости от жестов, интонации, мимики, целевой педагогической установки становятся ситуативно значимыми воспитательными рычагами. Так, пословично-поговорочное сравнение человека с одним и тем же объектом, в зависимости от установочной цели говорящего и ситуационной обстановки, может прозвучать иронически (насмешка), нейтрально (совет), с обидой (упрек), благожелательно (пример, похвала) и т. д. Как правило, одно только упоминание соответствующего имени или события вызывает в сознании объекта воздействия целый ряд ассоциаций и выводов, направляет его в нужное поведенческое русло, так как народная символика и образность, пронизывая всю духовную и материальную культуру, проникают с самого детства в кровь и плоть человека, - поэтому даже подросток может воспринимать не только прямой смысл прозвучавшего в его адрес наставления, но и его переносное глубинное значение.

Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. . 1999.

Смотреть что такое "методы и приемы воздействия на национальные чувства, сознание и поведение" в других словарях:

  • МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ — стихийно сложившиеся, исторически и социально обусловленные народные способы решения задач воспитания подрастающих поколений, целесообразного взаимодействия взрослых с детьми. Народные методы и приемы воздействия на ум и эмоции ребенка являются… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Ленин, Владимир Ильич — Ленин В. И. (Ульянов, 1870—1924) — род. в Симбирске 10 (23) апреля 1870 г. Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан гор. Астрахани, лишился отца в возрасте 7 лет и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • РОДЫ — РОДЫ. Содержание: I. Определение понятия. Изменения в организме во время Р. Причины наступления Р..................... 109 II. Клиническое течение физиологических Р. . 132 Ш. Механика Р. ................. 152 IV. Ведение Р.................. 169 V …   Большая медицинская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»