- Лебон (Le Bon) Г.
- (1842-1931)французский врач, социальный психолог и социолог, исследовавший также некоторые вопросы антропологии, археологии и естествознания, автор таких работ, как "Психология толпы" (1895), "Психология социализма" (1896), "Политическая психология и социальная защита" (1910), "Французская революция и психология революций" (1912) и др.Л. являлся последователем французского социального философа Д. Гобино в деле разработки концепции расового детерминизма. Наибольшую известность получил как исследователь психологических особенностей толпы, рассматривая ее как механическое объединение индивидов, в котором нивелируются их такие характерные признаки, как реалистичность и активность мышления, уровень интеллекта, ответственность, самостоятельность, критичность, национальность, профессия, пол, социальное положение и др.Кроме того, он пришел к ряду кардинальных выводов, передовых для того времени и послуживших в дальнейшем делу прогрессивного развития социально-психологической науки. В частности, Л. считал, что:⇒ в результате индустриальной революции, роста больших городов и развития средств массовой коммуникации социальная жизнь становится все более похожей на поведение толпы;⇒ многие люди в толпе не полагаются на разум и находятся в интеллектуальных оковах;⇒ популярное правительство предназначено лишь для хорошего управления толпой;⇒ германским и англо-саксонским народам принадлежит приоритет в эффективной индивидуальной социальной (политической) деятельности, в то время как латинские народы более склонны к коллективному поведению.Хотя взгляды Л. на проблему массового поведения, с точки зрения методологии, носят преимущественно субъективно-идеалистический характер, многие его наблюдения и обобщения эмпирического плана представляют несомненный интерес.Л. известен и своими разработками проблемы психического склада народов и рас. Он полагал, что у каждой расы есть свой устойчивый психологический менталитет (см.), формирующийся на протяжении многих веков. Выражается этот психологический менталитет в совокупности психологических качеств и особенностей, называемых в этнопсихологии национальным характером. По мнению Л., совокупность этих психологических особенностей образует некий средний тип, дающий возможность понять и определить народ. Он, в частности, писал: "Тысяча французов, тысяча англичан, тысяча китайцев, взятых случайно, конечно должны отличаться друг от друга; однако они обладают в силу наследственности их расы общими свойствами, на основании которых можно воссоздать идеальный тип француза, англичанина, китайца...". Глубокие различия, существующие между психическим складом различных народов, согласно Л., приводят к тому, что они по-разному воспринимают внешний мир, по-разному чувствуют, рассуждают, действуют и ведут себя.Следует отметить в то же время, что под воздействием взглядов Л., которые частично носили расистский характер, западная наука впоследствии использовала его идеи для формулирования тезиса о расовой исключительности, психологическом превосходстве представителей одних народов над другими, стремясь противопоставить "белых" "черным", "желтым" и т. д., сделать упор на том, что разделяет, а не на том, что их сближает. Становясь на такие позиции, западные исследователи долгое время игнорировали уже в то время зарождавшийся, а в современную эпоху ставший реальностью процесс сближения наций. Именно поэтому их внимание было заострено на отыскании несходства и даже "противоположности" народов, а не на исследовании присущего каждой нации своеобразия в выражении общих для людей мыслей, чувств, переживаний, которое могло бы способствовать росту взаимопонимания представителей разных народов.В последующем под напором неопровержимых научных фактов, явившихся конкретным результатом многочисленных прикладных исследований представителей различных этнических общностей, проведенных американскими учеными, зарубежные социологи и этнопсихологи вынуждены были отойти от признания какой-либо значительной роли расового начала в формировании особенностей психики людей.
Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.