- контент-анализ в этнопсихологических исследованиях
- (от англ, contents - содержание) - в психологии метод анализа и оценки информации (содержащейся в документах, видеозаписях,, радиопередачах, интервью и т. д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц информации и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности.К.-а., как метод исследования, должен отвечать таким требованиям, как объективность, надежность, представительность информации (полученных результатов). Он предполагает использование методов многомерного статистического анализа, в том числе и факторный анализ.К.-а. широко используется в современной науке. Его суть состоит в статистической обработке смысловых единиц текста. Применительно к изучению национальной психологии это заключается в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные национальные особенности: черты характера, темперамента народа, др. национально-психологических особенностей. При этом объектом анализа может быть информация, почерпнутая из сообщений газет, радио, телевидения, из художественной литературы, научных статей, материалов социологических и иных исследований.В настоящее время существуют специальные программы для ЭВМ, которые помогают автоматически проводить такой анализ при условии ввода соответствующего текста в ЭВМ. В условиях широкой компьютеризации, создания соответствующего банка данных (уже сегодня газеты могут высвечиваться на дисплее, многие книги печатаются с помощью ЭВМ и т. д.) такой метод анализа становится все более доступным и перспективным. Так, с помощью контент-анализа многие ученые-психологи различных стран исследуют особенности психологии и черты характера различных народов.
Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.