- интервью в этнопсихологическом исследовании
- метод, используемый для первоначального знакомства с проблемой при изучении национально-психологических особенностей людей.Впервые И. применил профессор Амстердамского университета Ван Дейк. Он исходил из того, что в основе порождения понимания текста, рассказа лежат ситуационные модели, сущностью которых являются не абстрактные стереотипные знания, а результат воздействия реальной ситуации из личного опыта слушающего и говорящего. Из этих реальных ситуаций строятся схемы моделей, состоящие из ограниченного числа категорий, находящихся в определенной последовательности и взаимозависимости. Когда кто-либо слушает или старается понять текст (рассказ), интерпретируя его для себя, он тем самым актуализирует свою схему, наполняя ее конкретной информацией.Модель, согласно Ван Дейку, есть когнитивный аналог ситуации, она не остается неизменной на протяжении жизни. Из каждой новой ситуации, через которую человек проходит, он извлекает новую информацию о мире, которая аккумулируется в памяти в идеальных образах-моделях, тем самым постоянно наполняя их новым содержанием. Типовая модель лежит в основе любого текста, рассказа представителей различных этнических общностей, которую и необходимо анализиро-.вать.Апробация В. Ф. Петренко данного метода показала, что анализ текстов (рассказов), собранных в ходе интервью, дает исключительно богатую информацию о своеобразии этнического сознания, особенно если в процедуру проведения внести следующие изменения, позволяющие более полно использовать все возможности: а) И. нужно строго формализовать, чтобы рассказы респондентов были более сопоставимы; б) И. должно быть не о национально-психологических особенностях в целом, а о ситуациях взаимодействия с представителя-ми конкретных этнических групп.
Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.