Лебон (Le Bon) Г.

Лебон (Le Bon) Г.
(1842-1931)
французский врач, социальный психолог и социолог, исследовавший также некоторые вопросы антропологии, археологии и естествознания, автор таких работ, как "Психология толпы" (1895), "Психология социализма" (1896), "Политическая психология и социальная защита" (1910), "Французская революция и психология революций" (1912) и др.
Л. являлся последователем французского социального философа Д. Гобино в деле разработки концепции расового детерминизма. Наибольшую известность получил как исследователь психологических особенностей толпы, рассматривая ее как механическое объединение индивидов, в котором нивелируются их такие характерные признаки, как реалистичность и активность мышления, уровень интеллекта, ответственность, самостоятельность, критичность, национальность, профессия, пол, социальное положение и др.
Кроме того, он пришел к ряду кардинальных выводов, передовых для того времени и послуживших в дальнейшем делу прогрессивного развития социально-психологической науки. В частности, Л. считал, что:
⇒ в результате индустриальной революции, роста больших городов и развития средств массовой коммуникации социальная жизнь становится все более похожей на поведение толпы;
⇒ многие люди в толпе не полагаются на разум и находятся в интеллектуальных оковах;
⇒ популярное правительство предназначено лишь для хорошего управления толпой;
⇒ германским и англо-саксонским народам принадлежит приоритет в эффективной индивидуальной социальной (политической) деятельности, в то время как латинские народы более склонны к коллективному поведению.
Хотя взгляды Л. на проблему массового поведения, с точки зрения методологии, носят преимущественно субъективно-идеалистический характер, многие его наблюдения и обобщения эмпирического плана представляют несомненный интерес.
Л. известен и своими разработками проблемы психического склада народов и рас. Он полагал, что у каждой расы есть свой устойчивый психологический менталитет (см.), формирующийся на протяжении многих веков. Выражается этот психологический менталитет в совокупности психологических качеств и особенностей, называемых в этнопсихологии национальным характером. По мнению Л., совокупность этих психологических особенностей образует некий средний тип, дающий возможность понять и определить народ. Он, в частности, писал: "Тысяча французов, тысяча англичан, тысяча китайцев, взятых случайно, конечно должны отличаться друг от друга; однако они обладают в силу наследственности их расы общими свойствами, на основании которых можно воссоздать идеальный тип француза, англичанина, китайца...". Глубокие различия, существующие между психическим складом различных народов, согласно Л., приводят к тому, что они по-разному воспринимают внешний мир, по-разному чувствуют, рассуждают, действуют и ведут себя.
Следует отметить в то же время, что под воздействием взглядов Л., которые частично носили расистский характер, западная наука впоследствии использовала его идеи для формулирования тезиса о расовой исключительности, психологическом превосходстве представителей одних народов над другими, стремясь противопоставить "белых" "черным", "желтым" и т. д., сделать упор на том, что разделяет, а не на том, что их сближает. Становясь на такие позиции, западные исследователи долгое время игнорировали уже в то время зарождавшийся, а в современную эпоху ставший реальностью процесс сближения наций. Именно поэтому их внимание было заострено на отыскании несходства и даже "противоположности" народов, а не на исследовании присущего каждой нации своеобразия в выражении общих для людей мыслей, чувств, переживаний, которое могло бы способствовать росту взаимопонимания представителей разных народов.
В последующем под напором неопровержимых научных фактов, явившихся конкретным результатом многочисленных прикладных исследований представителей различных этнических общностей, проведенных американскими учеными, зарубежные социологи и этнопсихологи вынуждены были отойти от признания какой-либо значительной роли расового начала в формировании особенностей психики людей.

Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. . 1999.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Лебон (Le Bon) Г." в других словарях:

  • Лебон (Le Bon) Гюстав — (7.05.1841, Ножан ле Ротру 15.12.1931, Париж) французский философ идеалист, социолог, антрополог. Биография. Доктор медицины. Исследования. Стремился найти доказательства неравенства человеческих рас. Физиологические, анатомические и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Лебон (Le Bon) Гюстав — (1841—1931), французский социальный психолог. Выдвинул один из первых вариантов теории «массового общества». В книге «Психология народов и масс» (1895) рассматривал толпу как иррациональную разрушительную силу, подавляющую индивидуальность… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕБОН (LE BON) Гюстав — (1841 1931) франц. социолог, соц. психолог и публицист; занимался также вопросами антропологии, археологии, естествознания. Отстаивал концепцию расового детерминизма, подчеркивая иерархический характер расового деления и особую значимость расовой …   Российская социологическая энциклопедия

  • ЛЕБОН (LE BON) Гюстав — (1841 1931) французский социальный психолог, социолог, антрополог. В 1866 окончил медицинский факультет Парижского университета. Участвовал добровольцем во Франко прусской войне 1870 1871 в качестве военного врача. Кавалер Ордена Славы. Основные… …   Социология: Энциклопедия

  • ЛЕБОН — (Le Bon) Гюстав (1841 1931) фр. философ, социолог и психолог, один из основателей социальной психологии. В ряде книг («Эволюция материи» (1886), «Эволюция сил» (1907) и др.) на эмпирическом материале анатомии, физиологии, физики и химии защищал… …   Философская энциклопедия

  • ЛЕБОН — (Le Bon) Гюстав (07.05. 1841, Ножан ле Ротру 15.12.1931, Париж) французский социолог, социальный психолог и публицист; занимался также вопросами антропологии, археологии, естествознания. Вслед за Гобино отстаивал концепцию расового детерминизма,… …   Энциклопедия социологии

  • Лебон Гюстав — (Le Bon) Лебон (Le Bon) Гюстав (1841 1931) Французский социальный психолог, писатель социолог. Среди работ Психология народов и масс (1895). Афоризмы, цитаты • Истинный артист создает, даже копируя. (Источник: «Афоризмы со всего мира.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ЛЕБОН Гюстав — ЛЕБОН (Le Bon) Гюстав (1841 1931) французский ученый, социальный психолог. Выдвинул один из первых вариантов теории массового общества В книге Психология народов и масс (1895) рассматривал толпу как иррациональную разрушительную силу, подавляющую …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лебон Гюстав — Лебон (Le Bon) Гюстав (7.05.1841, Ножан ле Ротру 15.12.1931, Париж) французский философ идеалист, социолог, антрополог. Доктор медицины. Стремился найти доказательства неравенства человеческих рас. Физиологические, анатом …   Психологический словарь

  • ЛЕБОН — (Lе Bon) Гюстав (1841 1931) французский социолог, социальный психолог, публицист, антрополог и археолог. Основные сочинения: «Эволюция материи» (1886), «Психология маг с» (1895), «Психология социализма» (второе русск. изд., 1908), «Психология… …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»